Профориентация

 

Профориентация

 

 12 ноября в МАОУ «Гимназия № 9» прошел районный практико-ориентированный семинар по теме «Психолого-педагогическая готовность учителя к организации профориентационной работы с учащимися».

 

В гимназии прошел муниципальный семинар по теме: «Реализация авторской  воспитательной программы класса «Профнавигатор»

 

ВЫБИРАЕМ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ.

 

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться четким представлением о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

 


 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ).

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.

Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).

 


 

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА».

 

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

 

ПРОФЕССИИ ТИПА

«ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА».

 

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства.

 

ПРОФЕССИИ ТИПА

«ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК».

 

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

 

ПРОФЕССИИ ТИПА

«ЧЕЛОВЕК – ЗНАК»

(«ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»).

 

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

ПРОФЕССИИ ТИПА

«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ».

 

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

1.   Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.

2.   Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.

3.   Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.

4.   Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

 

 

 

 

 

 

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

   

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 

А ЧТО НА РЫНКЕ ТРУДА?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся «продажники» с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам – это касается как самих «продажников» и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад – для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.

Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются. Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от «балласта» (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.

Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов – эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока «кровью экономики» являются деньги. 

ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ ПОМОГУТ СЛЕДУЮЩИЕ  ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

Портал "Учеба .ру", раздел "Профессии" http://www.ucheba.ru/prof/

Содержит описание более 600-т наиболее востребованных на сегодня профессий, рассортированных по сфере деятельности. Портал содержит также схемы (профессиограммы) с подробным описанием возможностей карьерного роста, требований к личным качествам и образованию и т.д. Справочник профессий на сайте E-xecutive

http://www.e-xecutive.ru/career/trades/

В справочнике содержатся как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Право", "Информационные технологии", "Производство", "Финансы", "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи", "Research& Development".

Толковые словари новых профессий

Статьи, описания, просто рассказы о профессиях, не так давно появившихся на рынке труда. Краткий толковый словарь иноязычных названий профессий и специальностей.Особенно полезно читать сайты по трудоустройству или рейтинги наиболее востребованных специальностей - и тут же сверяться с толковым словарем.

http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html 

 http://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm   http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm 

http://www.zarplata.ru/

Популярные профессии

Статьи (подробные описания, рассказы и даже профессиограммы) о популярных (востребованных) в настоящее время профессиях. Краткие характеристики: мало, но простым языком, весьма увлекательно - о наиболее часто предлагаемых вакансиях. http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm

http://www.vakansii.com.ua/showArticleNames.html?id=24  

РЕЙТИНГ ВОСТРЕБОВАННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

1.      Менеджеры по продажам и закупкам

2.    Программисты, web-дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям

3.    Банковские служащие, бухгалтеры

4.    Руководители отделов, управляющие

5.     Рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры

6.    Дизайнеры интерьера, архитекторы

7.     Специалисты по PR, полиграфисты, журналисты

8.    Инженеры, ведущие специалисты

9.    Юристы, адвокаты

10.                        Учителя, преподаватели вузов

11.  Переводчики

12.Артисты, музыканты 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ  ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Профориентация школьников - Полезная информация для школьников Автор: Administrator

1.      Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (экономист, юрист, организатор производства).

2.    Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.

3.    Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.

4.    Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.

5.     Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

6.    Отождествление учебного предмета с профессией.

7.     Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии. 

14 ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ

1. Составить список подходящих профессий.

2. Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

3. Составить перечень требований выбираемой профессии. 

4. Составьте список своих требований:

·         выбираемая профессия и будущий род занятий;

·         выбираемая профессия и жизненные ценности;

·         выбираемая профессия и жизненные цели;

·         выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

·         выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

·         желательный уровень профессиональной подготовки;

·         выбираемая профессия и мои склонности и способности;

·         желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определить значимость каждого требования. 

6. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

7. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. 

8. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

9. Подсчитать и проанализировать результаты.

10. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

11. Проверить результаты.

12. Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

13. Определить основные практические шаги к успеху. 

14. Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОБЕСЕДОВАНИЮ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

Профориентация школьников - Полезная информация для школьников Автор: Administrator

Как вы должны выглядеть, идя на собеседование?

·         Учитывая важность первого впечатления, вы должны выглядеть безупречно.

·         Накануне ложитесь раньше спать, важно предстать перед интервьюером отдохнувшим, здоровым и преуспевающим.

·         Оденьтесь соответственно общепринятым стандартам той сферы, работу в которой вы планируете получить. Так, например, одежда человека, претендующего на должность менеджера, должна отличаться от одежды претендента на должность ди-джея.

·         Одежда должна быть опрятной, чистой, хорошо отглаженной.

·         Исходите из того, что предпочтительно выглядеть современно, но не слишком модно.

·         Обувь должна сиять чистотой в любую погоду.

·         Уделите внимание аккуратной прическе и ухоженным рукам. Не направляйтесь на собеседование сразу из парикмахерской, вы будете в мелких волосках, которые могут испачкать ваш костюм.

·         Женщинам важно не переусердствовать с макияжем : некрикливая элегантность - это то, что нужно.

·         Одеколон или духи нанесите весьма умеренно.

·         Верхнюю одежду снимите в холле.

·         Подготовьте чистый блокнот и авторучку.

Ваша задача на собеседовании…

·         Быть естественным, приветливым, излучать положительные эмоции. Согласитесь, зажатое, испуганное существо непривлекательно.

Войдя в помещение, где проводится собеседование...

·         Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого встретите.

·         Старайтесь демонстрировать манеры уверенного в себе человека.

·         Спину держите прямо, не сутультесь, но и не слишком поднимайте подбородок, улыбайтесь, двигайтесь энергично, помните о приятном выражении лица.

Одним словом, контролируйте свои невербальные сигналы.
Когда вы можете сесть?

Когда вам предложат сесть. Если ожидание затягивается, спросите сами: «Где вы разрешите сесть?»

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОБЕСЕДОВАНИЮ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ 

           Располагаясь, примите непринужденную позу, постарайтесь не напрягаться. Для этого...
Сядьте свободно, не сутультесь, не наклоняйтесь слишком вперед, но и не откидывайтесь. Достаньте блокнот и ручку, чтобы сделать необходимые пометки в ходе беседы. Учтите, что в вашей сумке или портфеле должен быть идеальный порядок. Однако не слишком увлекайтесь записями. Все внимание уделите говорящему. Старайтесь смотреть в глаза интервьюеру, но не переусердствуйте.
         О чем будет уместно спросить?
Сколько времени отводится для беседы.
Интервьюер оценит ваше уважительное отношение к чужому и своему времени.
Можно ли на собеседовании курить?
Нет. Даже не допускайте мысли о том, чтобы спросить о такой возможности! 
Как поступить, если вам предлагают чай, кофе или другие напитки?
Не отказывайтесь. Поблагодарите.
       В ходе беседы...

·         Внимательно слушайте, о чем вас спрашивают. Не распыляйте внимание.

·         Не спешите сразу же отвечать, на ходу подбирая слова. Возможны небольшие паузы для более точного выражения своих мыслей.

·         Не допускайте излишней жестикуляции. Лучше воспринимается тот, кто контролирует свои жесты, и тот, чьи жесты не противоречат словам.

·         Стремитесь не принимать закрытые позы.

·         Никогда не лгите. Все, что вы скажете, достаточно легко проверить.

·         Наблюдайте за невербальными сигналами интервьюера и в соответствии с ними корректируйте свои высказывания.

Готовясь к собеседованию, обязательно...

·         Продумайте, что и как вы расскажете о себе.

·         Сделайте акцент на последних успехах и достижениях.

·         Будьте готовы к ответу на вопрос о том, как вы представляете развитие своей карьеры. В настоящее время слово «карьера» теряет негативный оттенок, укрепившийся за ним в советский период. Карьера все менее связывается с такими понятиями, как «карьеризм», «выскочка». В наши дни карьера ассоциируется с успехом, продвижением вперед, профессиональным и должностным ростом.

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОБЕСЕДОВАНИЮ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ 

Будьте готовы к неожиданным вопросам или вопросам, которые на первый взгляд не относятся к делу...
Например, вас могут спросить: «Ну что вы делали сегодня?» или: «Чего вы хотите добиться в жизни?»
Не солидно...
Намекать, что у вас есть более выгодное предложение относительно работы. Не набивайте себе цену таким образом.
Стоит ли показывать рекомендательные письма на собеседовании?
Только если вас об этом попросят.
Можно ли задавать вопросы?
Разумеется, да. Прием на работу - это двусторонний процесс. Непременно выясните все, что вас интересует о вашей будущей работе. Это подчеркнет ваш деловой настрой и многое прояснит.
Что необходимо взять с собой на собеседование?
Документы, подтверждающие вашу квалификацию, образование, дополнительные знания, резюме, рекомендательные письма. Хорошо, если вы представите образцы ваших работ – статьи, рисунки, проекты и т.п.
Если вам предложат заполнить какие-либо анкеты, то...
Лучше взять их с собой, заполнить дома в спокойной обстановке и вернуть как можно быстрее. Ваш имидж формируют многие детали, в том числе почерк, помарки, грамотность и др.
Заканчивая беседу...
Непременно договоритесь о том, когда и каким образом вы узнаете о результатах.
Непременно...
Поблагодарите интервьюера за внимание и время, которое он вам уделил. 

Если результат собеседования отрицательный... 
Не позволяйте себе расстраиваться. Воспринимайте это как приобретенный жизненный опыт. Извлекайте урок и в дальнейшем используйте полученные навыки поведения. Займите наступательную позицию в поиске работы.  Действуйте уверенно. Знайте, что благодаря вашим усилиям наступит день, когда вы получите работу.
Сколько времени обычно требуется, чтобы спокойно подготовиться к публичному выступлению? 
7дней до выступления - выбор темы, начало поиска материала.
6 дней до выступления - продолжение сбора материала, составление плана выступления.
5 дней до выступления - работа над текстом.
4 дня до выступления - работа над вступлением и заключением.
3 дня до выступления - при необходимости поиск дополнительного материала, доработка текста.  

2 дня до выступления - первая репетиция.

          

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОБЕСЕДОВАНИЮ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

Национальные особенности общения. Обратите внимание на различный смысл жестов в разных культурах.
Например, в Японии жест приглашения совпадает с русским жестом прощания.
Или У-образный знак пальцами в большинстве стран Европы означает «победу», а иногда цифру 2.
Во всех ли странах приличным будет, сидя, закинуть ногу за ногу?
В Америке это обычный жест, в Японии он будет воспринят как неприличный.
Прилично ли вытягивать ноги?
В России этот жест допускается в дружеской обстановке, в Японии он недопустим.
Каких жестов следует избегать в арабских странах? 
Ступни ног, обращенные в сторону другого, поднятый кверху палец - неприличны.
Мимика вашего зарубежного партнера по общению может отражать самые разные состояния, например...
Если немец поднимает брови вверх,то это, скорее всего, говорит о восхищении чьей-то идеей. То же мимическое движение в Англии обычно воспринимается как выражение скептицизма.
Какие жесты не будут адекватно восприняты арабами?
Русский жест «прощай» (помахивание рукой) будет воспринят как подзывание.
Какие жесты могут быть неадекватно восприняты японцами?Американский жест «о'кей» воспринимается в Японии как «дай копеечку». Намек на обман будет означать жест, когда человек потирает бровь кончиком среднего пальца. 

АНКЕТА 

«Готов ли ты к выбору профессии?» 

Чтобы проверить, насколько вы готовы сделать первые шаги в выборе профессии, предлагаем тест. Отвечать на анкету  легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:

А знаешь ли ты:

1.Как называются профессии твоих родителей?

2. Какие учебные заведения они заканчивали?

3.Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?

5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?

6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?

7.Читаешь ли ты книги о профессиях?

8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?

9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?

10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?

11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?

12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?

13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?

14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?

15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?

16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?

17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?

18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?

19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?

20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?

21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?

22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?

23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?

24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?

25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального  выбора?

26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?

27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?

28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?

29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?   

30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

 

А теперь подсчитай все ответы «да». 
К этой сумме прибавь по полбалла за  каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец!  Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же, неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что,необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное. 

МЕДИЦИНСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ  

Психофизиологические отклонения у человека

Профессии, не рекомендуемые человеку

Аномалии скелетно-мышечного аппарата: повреждения, заболевания скелета, суставов, позвоночника

Требующие:

а) длительного стояния на ногах, переноса тяжестей (каменщик, токарь и т. д.),

б) значительных затрат силы (грузчик, кузнец и т. д.)

Недостатки органов чувств:

а) зрения

б) слуха

в) обоняния

г) органов вкусовой чувствительности

Требующие:

а) хорошего зрения (слесарь, киномеханик, сварщик, живописец, сборщик часов)

б) хорошего слуха (водитель транспорта, учитель, оператор);

в) хорошего обоняния (работник пищевой промышленности, парфюмерии и т. д.);

г) хорошей вкусовой чувствительности (дегустатор и т. д.)

Расстройства нервной системы:

а) головокружение

б) дрожание рук

 

а) работа на мостах, крышах, высотных сооружениях, на транспорте

б) работа, требующая особой точности движения (часовщик, ювелир)

Болезни внутренних органов:

а) сердечно-сосудистой системы

б) дыхательной системы

а) профессиональная деятельность, осуществляемая при высоком атмосферном давлении, в духоте, при высоких температурах;

б) профессиональная деятельность, осуществляемая при сильной запыленности и загазованности, подземная работа при низком атмосферном давлении

 ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЫВАЙ ЗДОРОВЬЕ

Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Болезни

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

I. Органов дыхания

а) неблагоприятные метеорологические условия;

б) загазованность;

в) контакт с токсическими веществами;

г) значительное физическое напряжение;

д) лекарственные и др. «пахучие» вещества.

II. Сердечно – сосудистой системы

а)  значительное физическое напряжение;

б) неблагоприятный микроклимат;

в) контакт с токсическими веществами;

г) работа на высоте, у движущихся механизмов;

д) значительный производственный шум и вибрация.

III.Органов зрения

а) постоянное напряжение зрения;

б) работы, способствующие потению очков;

в) значительное физическое напряжение;

г) опасность глазного травматизма;

д) различие цветовой сигнализации при дальтонизме.

IV. Органов слуха

а) необходимость восприятия звуковой сигнализации;

б) повышенная опасность травматизма;

в) необходимость постоянного общения с людьми.

V. Нервной системы

а) значительное нервно-эмоциональное напряжение;

б) значительные уровни производственного шума и вибрации;

в) неблагоприятные микроклиматические условия;

г) контакт с токсическими веществами;

д) работа на конвейере.

VI. Эндокринные заболевания

а) повышенное нервно-эмоциональное и физическое напряжение;

б) воздействие шума и вибрации;

в) неблагоприятный микроклимат и условия;

г) контакт с токсическими веществами.

VII.  Опорно – двигательного аппарата

а) вынужденная статическая рабочая поза;

б) значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей);

в) работы с постоянно-неудобной  рабочей позой (на корточках, на коленях).

VIII.

Органов пищеварения 

а) значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение;

б) контакт с токсическими веществами;

в) рабочая поза с напряжением мышц живота;

г) работа с нарушением режима питания.

IX.

Почек и мочевых путей

а) неблагоприятный микроклимат;

б) контакт с токсическими веществами;

в) согнутая рабочая поза;

г) работа, связанная с физическими нагрузками и вибрацией;

д) длительные командировки.

X. Кожи 

а) неблагоприятный микроклимат;

б) постоянное увлажнение и загрязнение кожи;

в) повышенная запыленность;

г) контакт с нефтепродуктами, эмульсиями и др. токсическими веществами.

XI. Отсталость физического развития

а) физическое и нервно-эмоциональное перенапряжение;

б) вынужденный ритм работы;

в) контакт с токсическими веществами;

г) высокие уровни шума и вибрации.

 

 

Дата последнего обновления страницы 09.05.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения